lastic (lastic) wrote,
lastic
lastic

  • Music:

Интервью для Смотри Настоящее

Вот сделал материал для нашей ИноКиношной газеты Смотри Настоящее.

Интервью с режиссёром Дмитрием Фроловым. Автором многочисленных независимых лент, в т.ч. фильма Клоунада по мотивам произведениям Хармса и немой короткометражки, снятой ручной винтажной камерой, "Над Озеромъ".

В марте будем показывать Клоунаду в ГЭЗ, ну и режиссёр ответит на вопросы пришедших зрителей.

Дмитрий Фролов: «если я снимаю какой-то свой фильм, погружаюсь в него максимально, и герои начинают жить во мне. Это опасный процесс...»


Режиссер Дмитрий ФроловИ всё-таки на данный момент рынок лицензионных DVD с авторским кинематографом достаточно ограничен. И мы даже не представляем себе, сколько интересных лент от талантливых режиссёрах лежат «на полках» и ждут своего часа. Иногда правда они перемещаются территориально, от фестиваля к фестивалю. Но нам, зрителю, не поспеть за всеми публичными показами и не всегда мы можем сделать удачный выбор. Проблема в целом известная и отчасти решаемая.
За сим представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью, данное проекту ИНОЕКИНО и газете Смотри Настоящее Дмитрием Фроловым. Ленинградский режиссёр с чутким пониманием своего дела. Почитатель таланта эксцентрика Хармса и феномена «серебряного века». Экспериментатор в кино, как в визуальном искусстве. Знакомимся…


А.Б. - Когда вы начали снимать самый ваш известный фильм «Клоунада» по мотивам произведений Хармса, вам было всего 22 года. Что вообще на тот момент уже имелось в вашем режиссёрском багаже?

Д.Ф. - Было несколько короткометражных фильмов. Кстати, всегда очень интересно: каким фильмом открывать свою фильмографию? У тех, кто начал свою скажем так кинематографическую карьеру в официальном учебном заведении, ведётся отсчет либо с первой курсовой работы, либо с дипломного фильма. Так как мой путь начался по-другому, я считаю официально первым своим фильмом "Бородинскую битву" - наиболее удачный и своеобразный опус. В сущности, это первый фильм-лубок в СССР. Он даже был относительно известен в те годы, а мне было 17 лет. Когда я пришел из армии и сходил на сеанс фильма Овчарова "Левша", я даже решил, что он позаимствовал идею юмористическогот взгляда на историю у меня. После армии я восстановился в своём институте (ныне Университет Кино и Телевидения) и погрузился в авангард: начал рисовать, снимать авангардные фильмы на киноплёнку. Только через пару лет, в конце 1988 года я узнал о течении "параллельного кино" и, кстати, принял участие во Втором фестивале параллельного кино, который проходил в начале 1989 года в Ленинграде. Проводили его москвичи Олейниковы и Сергей Добротворский. "Клоунада" была по сути дела первым моим полнометражным фильмом.

А.Б. - Почему фильм так долго пролежал на полке, только из-за финансовых возможностей?

Д.Ф. - Дело в том, что независимое кино, если понимать этот термин правильно и буквально, есть попытка автора создать произведение минимально зависимое от кого бы то ни было, то есть приблизиться в этом плане к художнику, рисующему что ему вздумается на холсте. Таким образом и все вытекающие вещи зависят только от него, а производство фильма включает в себя не только съемку, но и распространение своей работы. И если не существует дистрибьюторских контор, берущихся за эту работу, то всё делает сам творец, а это не только деньги, но и масса времени. Скажем так: фильм снимался на киноплёнку, озвучивался тогда на магнитку, то есть показ осуществлялся с двух носителей. Имелась всего одна копия фильма. Для того, чтобы его распространять, нужно было отпечатать несколько копий, а это накладно. Попытка реставрации фильма проходила в несколько этапов. В середине 90-х был частично отреставрирован звук и поверхность киноплёнки, несколько зацарапанная на квартирных показах в первые годы. Когда начал подходить юбилей Даниила Хармса была осуществлена решающая попытка освежить фильм. Тогда он был официально показан на кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине. Этот показ считается его официальной премьерой.

А.Б. - А считаете ли вы, Дмитрий, «Клоунаду» своим самым сильным и удачным произведением?

Д.Ф. - Во всяком случае этот фильм снимался с серьёзным подходом. Проходили репетиции, предварительно съемкам записывался звук. Не покривлю перед истиной, если скажу, что полгода жизни и все тогдашние деньги я отдал только этому фильму, не отвлекаясь на посторонние дела.

А.Б. - Известно, что вы снимали клипы для Леонида Фёдорова, в том числе и на песню «Голова-Нога». Кстати, на неё же в последствии сделал небезызвестный клип и наш друг аниматор Мунтян из КОМС. Откуда произросло такое сотрудничество? И как, с Фёдоровым вообще работается?

Д.Ф. - История клипов к альбому Лёни Фёдорова "Зимы не будет" такова: Как-то приехал ко мне Лёня и Леша Ананьев с намерением снять какой-нибудь клип к тогда ещё новому альбому. Что мы и сделали у меня дома. Потом, после съемок, в виде примера я показал Лёне материал, который я снял ранее, за несколько дней до смерти моей бабушки. Этот материал я даже не хотел проявлять, поскольку сомневался в моральной корректности подобных съемок. Всё же я решился его проявить чисто для себя, для памяти. Как оказалось, Лёня запомнил эти кадры и попросил меня их перевести на видео, что я не без некоторых колебаний, сделал. Туда вошли также наши семейные фотографии. Практически без видеомонтажа материал вошел в клипы. В общем, получились весьма сильные клипы, где старушка как бы вспоминает свою жизнь перед смертью, смотря на старые снимки. Монтируя на высококачественном монтажном столе, где собирались клипы Кальварского, Лёша и Лёня все же решили оставить для большей документальности мои киношные склейки. Вот такая история! Кстати, все три эти клипа вошли в юбилейный DVD группы АУКЦЫОН "Как слышится, так и пишется".

А.Б. - Что собственно именно вас в возрасте 22 лет толкнуло на попытку экранизации абсурдных произведением Хармса? Не было ли это просто модой или как говорится «на волне эмоций»?

Д.Ф. - Рождение замысла всегда таинственный и мистический процесс. Само собой эмоции имели место быть. Моды же тогда, извините, не было. Она появилась позднее. Произведения Хармса совпали с моим внутренним миром. У меня всегда так: если я снимаю какой-то свой фильм, погружаюсь в него максимально, и герои начинают жить во мне. Это опасный процесс... Во время съёмки фильма мне даже встретился живой Хармс. Он ехал со мною на электричке в сторону Пушкина. И это были не галлюцинации, уверяю Вас!

А.Б. - Декаданс, как тематика, сейчас для вас пройденный этап
или всё-таки остаётся некой оболочкой или просто магической силой?

Д.Ф. - Нужно определиться в понятиях значения слова "декаданс". Если это эстетика разложения, деструкция, распад, то подобного в своём творчестве я не вижу. Никогда я не эстетизировал образ жизни богемы или околоартистической тусовки как принято говорить. Меня интересует феномен расцвета искусств, науки, мысли "серебряного века" (начала ХХ века). Только кажется мне, что, к сожалению, это была вспышка развития перед полным разложением и умиранием, как осенью природа полна запахов и цветов перед зимой. Красота разложения обманчива. И если ею сильно увлечься, непременно сам впадёшь в это состояние. В этом смысле магия здесь присутствует.

А.Б. - Вы относительно недавно сняли немое кино «Над Озеромъ». Не расскажите, Дмитрий, немного о замысле данного проекта и о том, что в итоге, по-вашему мнению, из данной затеи получилось?

Д.Ф. - Вся наша жизнь вырастает из детства. Каждое лето в школьные годы я проводил на даче в Шувалово в старом дореволюционном доме с привидениями. Гулял среди Суздальских озёр. Там же впервые увидел как снимается кино - гениальный Рерберг с Михаилом Казаковым на нашем вокзале снимали "Безымянную звезду". Там же, в Шувалово, снимал и я свои первые фильмы.
Позже, читая стихи Блока (в частности "Незнакомку" и "Над озером", написанных в тех же местах) я поражался узнаваниям знакомых уголков: знал место на холме у старого кладбища, откуда герой поэта любовался озером и описывал закаты над ним, покупал ещё хлеб в блоковской булочной с облезшим кренделем (помните: "чуть золотится крендель булочной" в "Незнакомке"?).
Стало быть, это всё, связанное с местами моего детства, было впитано мною тогда. Я знал эту атмосферу. Затем возникла идея снять фильм средствами немого кино, реконструировать это буквально. Я нашёл старую камеру с ручкой, передающей движение от руки плёнке, и буквально руками снял на старой чёрно-белой плёнке изображение. Получилось то самое немое кино. Много лет я искал возможность реконструкции киносеанса начала ХХ века. Значит, в зале должна звучать живая музыка! Наконец, нашёлся единомышленник - классический композитор Сергей Осколков, который написал и сам сыграл свою музыку на премьере в старом дореволюционном кинотеатре на пианино. С ним же мы ездили в Москву представлять фильм в клуб независимого кино "Синефантом". Реконструкция осуществилась! Потом фильм неожиданно пригласили на неделю Блока в Бельгию...

А.Б. - А сейчас вы сами современное кино смотрите? Что-то
цепляет?

Д.Ф. - Я смотрю кино по мере возможностей. Что-то иногда цепляет. Радует не умирающий профессионализм Михалкова, печалит вырождающееся авторство Сокурова. О блокбастерах говорить не буду - Америку в индустрии развлечений нам не догнать. Если говорить об искусстве кино серьёзно, то, не боясь быть банальным, вынужден констатировать факт: гениальнее и глубже Тарковского пока никого не было!

А.Б. – Не было ли планов попробовать выпустить официальную лицензионную копию фильма на DVD или кинопрокатчики на это не хотят идти?

Д.Ф. - Планы планами, а дело делом. Для реализации подобного проекта нужен спрос. Кто-то этим должен заниматься! Дистрибьютор должен знать сеть распространения своей продукции, в данном случае авторского кино, возможный тираж, он и заказывает музыку... Предложений такого рода ко мне пока не поступало.

А.Б. - Что пожелаете петербургскому
кинолюбителю?

Д.Ф. - Терпения и вдохновения.


Беседовал с автором Алексей Бажин, СМОТРИ НАСТОЯЩЕЕ!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment